Если Вы уже знакомы с причинами возникновения кариеса зубов в детском возрасте и,  к сожалению, уже столкнулись с этой проблемой, то перед тем как узнать что и как лечить, будем постепенно разбираться с такими вопросами:

Какой кариес у моего ребенка?

Какая степень поражения зубов ?     и самое главное – Как будем лечить!

Итак!

У детей, так же как и у взрослых, выделяют кариес по форме течения:

Кариес в стадии пятна:

При осмотре, у детей раннего возраста ( с 6—8 мес.) выявляется, чаще всего, поражение верхних резцов. На поверхности эмали появляются меловидные пятна матовые ( без естественного блеска) в пришеечной части зуба, вначале небольшие, а затем распространяющиеся по всей вестибулярной поверхности коронки.

Как правило, кариес в стадии пятна протекает бессимптомно и выявляется только при профилактическом осмотре врачом.

Поверхностный кариес:

Такая форма развития кариозного процесса у детей младшего возраста встречается очень редко, чаще всего встречается большое размягчение ткани и небольшая кариозная полость в пределах эмали. Размягченная эмаль легко снимается экскаватором.

Средний кариес:

Чаще всего эта форма кариеса протекает бессимптомно, в редких случаях ребенок может предъявлять жалобы на боли от сладкого.

Кариозная полость обнаруживается,  как правило, при профилактическом приеме. Важно знать, что в силу структурных особенностей твердых тканей молочных зубов, кариес из среднего очень быстро переходит в глубокий, что может привести к развитию пульпита. Вот почему важно – своевременное лечение и, конечно же, профилактический осмотр!

При осмотре обнаруживается полость с размягченным дентином, светлого или светло-желтого цвета. Дентин легко удаляется экскаватором, после чего становится видным плотное, твердое светлое дно.

Для того, чтобы все же не осталось сомнений, средний это кариес или глубокий – проводим зондирование эмалево-дентинной границы. То есть, доктор стоматологическим зондом проводит касание определенного участка и если он чувствителен, то ребенок обязательно отреагирует на неприятные ощущения в этой области.

Глубокий кариес:

Диагноз глубокого кариеса ставится очень редко и с большой осторожностью.

Давай те разбираться почему!

При этой форме течения кариозного процесса ребенок может предъявлять жалобы на холодное или горячее. Почему так происходит?

Так как кариозная полость заполнена влажным размягченным дентином на всем своем протяжении, а пульпарная камера молочных зубов расположена достаточно высоко и она достаточно большая по своим размерам,   то в случае, если заместительный дентин плохо формируется (такое возможно при активном течении кариеса и  у часто болеющих детей раннего возраста) и граница между пульпой и дентином очень тонкая, есть большая вероятность (что в большинстве случаев и наблюдается) развития пульпита.  Следовательно, пульпа тоже может быть вовлечена патологический процесс!

При хроническом кариесе молочных зубов, кариозная полость заполнена более плотным дентином, в том числе и  в области дна кариозной полости, что позволяет провести более тщательную обработку полости. В этом случае вероятность развития пульпита – минимальна.

Поэтому, только в случае хорошей гигиены полости рта у ребенка и медленно текущем кариесе (единичные кариозные полости) врачом, после тщательного сбора анамнеза и данных объективного осмотра может быть поставлен диагноз глубокого кариеса.

Следует отметить, что глубокий кариес, в основном встречается в зубах постоянного прикуса, а не молочного и чаще всего встречается у школьников.

В молочных зубах эта форма кариозного процесса развивается очень быстро и переходит в пульпит!

Выше, мы с Вами рассмотрели, какие же бывают формы течения кариозного процесса по глубине поражения тканей.

Есть еще несколько важных моментов, о которых нужно и интересно было бы знать родителям.

Давай те рассмотрим вопрос локализации кариозных полостей в молочном прикусе.

На каких поверхностях зубов чаще всего возникает кариес?

1-е место – контактные поверхности зубов