Почему же стоит обратить пристальное внимание к проблеме профилактики кариеса у детей раннего возраста и не только?

Кариес зубов – самое распространенное заболевание, с которым на протяжении жизни сталкиваются до 97% населения земного шара, и в настоящее время представляет собой не только медицинскую, но и социальную проблему, требующую незамедлительного решения (Попова Е.В., 2010;  Леонтьев В.К., Кисельникова Л.П., 2010; Petersen Р.Е.,  2003.).

В связи с низкой санитарной культурой и отсутствием мотивации детей и взрослых к профилактике стоматологических заболеваний и гигиене полости рта, до сих пор широко распространены заболевания пародонта и кариес зубов, что представляет собой нерешенную медико-социологическую проблему (Лукиных Л.М., 1998; Косюга С.Ю. с соавт., 2006, 2008; Надейкина О.С.,2014.).

Всемирной Организацией Здравоохранения на период с 2010 г. по 2020 г. определено, что 80% детей в возрасте шести лет не должны иметь признаков поражения кариеса. В 2012 году Горбатовой М.А. выявлен крайне высокий уровень распространенности кариеса зубов у детей шести лет (93,4%), что в 12 раз превышает цели ВОЗ. Кариес зубов сохраняет лидирующую позицию в структуре стоматологической заболеваемости среди детского населения всего мира. По данным ряда исследователей распространённость кариеса зубов в России среди детей 6-ти лет составляет 22%, 12-ти лет – 78%, 15-ти лет – 88%, при этом его интенсивность в указанных возрастных группах составляет 14 соответственно 0,30 – 2,91 – 4,37 (Леонтьев В.К. с соавт., 2007; Кузьмина Э.М., 2011, Надейкина О.С., 2014).

Особую озабоченность вызывают высокие показатели распространенности воспалительных заболеваний пародонта у детей и подростков. Одним из негативных явлений современной стоматологии является быстропрогрессирующий пародонтит. Нередко первые признаки данного заболевания выявляются во временном прикусе, а с возрастом частота встречаемости и степень тяжести заболевания нарастают. Однако чаще встречаются легкие формы заболеваний тканей пародонта (Барер Г.М., Лемецкая Т.И., 1996; Безрукова И.В., 2000; Надейкина О.С., 2014).

Чаще всего, воспалительные заболевания пародонта, являются следствием воздействия нарушенной бактериальной микрофлоры. Исследователи и авторы научных работ считают, что формирование зубного налета наблюдается как при плохой гигиене полости рта или ее отсутствии, так и при нарушении процессов естественного самоочищения, обусловленных комплексом факторов, формирующихся в полости рта у ребенка (Иванов В.С., 1998; Грудянов А.И., 2012).

Данная статистика впечатляет, не правда ли?

Вот почему, мы рекомендуем, обратить пристальное внимание будущих мам к проблеме возникновения и распространения кариеса. Как известно, развитие зачатков молочных зубов начинается уже на 5-7 неделе беременности, и поэтому, чем раньше Вы уделите особое внимание формированию и соблюдению здорового образа жизни и правильному пищевому рациону, а также, при необходимости, своевременной санации полости рта и профилактическим приемам у стоматолога, тем больше вероятность того, что развитие кариозного процесса в будущем будет минимальной!

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КАРИЕСА У ДЕТЕЙ

К наиболее распространенным из них относятся:

От 0 до 2-х лет

недостаточная минерализация эмали или недоразвитие эмали

Может встречаться, как правило, на зубах молочного прикуса, реже постоянных.

Так как закладывание зачатков молочных зубов происходит на 5-7 неделе беременности, а постоянных – на 5 месяце беременности, то развитие и созревание эмали полностью зависит от обмена кальция  в организме женщины, когда ребенок находится внутриутробно и после его рождения.

В свою очередь обмен кальция зависит от огромного количества факторов, таких как питание, работа желудочно-кишечного тракта и многих других причин.

Недоразвитие эмали молочных зубов возникает вследствие воздействия неблагоприятных факторов

во время беременности и сразу после рождения:

• Недоношенность;
  • Инфекционные заболевания у матери (краснуха, токсоплазмоз, грипп и ОРВИ);
  • Токсикоз I и II половины беременности;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта у матери (гастрит, дуоденит, энтероколит);
  • Родовые травмы;
  • Энцефалопатия;
  • Гемолитическая болезнь;
  • Врожденная аллергия;
  • Врожденные заболевания сердечно-сосудистой системы.

Недоразвитие эмали постоянных зубов возникает вследствие воздействия неблагоприятных факторов в течение первых лет жизни малыша. Чаще всего к таким причинам возникновения приводят:

• Тяжело протекающие детские инфекции;
  • Пневмонии и гнойные заболевания;
  • Тяжело протекающие диатезы и аллергия;
  • Рахит;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Заболевания почек;
  • Заболевания щитовидной и паращитовидных желез;
  • Железодефицитная анемия.

Профилактика

Профилактика развития некариозных поражений эмали во внутриутробном периоде развития плода складывается в первую очередь из комплекса мероприятий, направленных на их предупреждение, т. е. раннее выявление и лечение заболеваний будущих мам, санитарно-просветительная работа в женских консультациях.

В раннем детском возрасте, если эмаль зуба уже поражена некариозным процессом, родителям следует обратить на это пристальное внимание и обратиться к детскому стоматологу. Если же вовремя не лечить молочные зубы, то воспалительный процесс будет распространяться на зачаток постоянного зуба, а если в это время еще и проходит этап минерализации зачатка, то он будет нарушен, что приведет к образованию несформированных участков эмали зуба. Как видите, хорошего мало! Поэтому, если Вы заметили белые пятна на эмали молочных зубов, это повод обратиться к детскому стоматологу и педиатру.

«Бутылочный кариес»

Не менее распространенная причина возникновения кариеса у детей до 1 года.

На первый взгляд, нет ничего плохого в том, что ребенок может засыпать с соской или бутылочкой молока или подслащенной воды. Но! Так как грудное молоко имеет сладковатый привкус, в зависимости то того, какие пищевые продукты в своем пищевом рационе употребляла мама, или будь это смесь для детского питания, которая тоже имеет сладковатый привкус, при длительном контакте с резцами подслащенного напитка (как правило, это пустышка или сосок пузырька,  с которым засыпает малыш),  приводит к  развитию так называемого «бутылочного кариеса».

Обратите внимание, что это касается только при кормлении через бутылочку и в ночное время, когда слюна вырабатывается в очень малом количестве, недостаточном для защиты молочных зубов, и ни в коем случае не относится к грудному кормлению.

Кариозный процесс, в данном случае, протекает достаточно быстро и распространяется на соседние зубки.